Все для фронта – все для победы. Как кричевлянин Федор Стебихов создавал в СССР институт для подготовки авиационных инженеров

Федор Стебихов

Все для фронта – все для победы. Как кричевлянин Федор Стебихов создавал в СССР институт для подготовки авиационных инженеров

На Кричевской земле родилось немало талантливых, неординарных людей. Среди таковых Федор Стебихов.

Родился он в 1899 году в городе Кричев в семье крестьянина-бедняка. В 1913 году поступил в ремесленную школу. Служил в Красной армии, работал с беспризорниками. Одновременно продолжал учебу, окончил Московский механико-машиностроительный институт им. Баумана.

После получения высшего образования был направлен на работу в конструкторское бюро завода № 1 имени Сталина. В 1939 году Стебихова уже назначили начальником цеха. Вскоре на него поступил донос, однако ему удалось избежать репрессий из-за того, что документ попал к знакомому еще по борьбе с беспризорностью следователю, который его и уничтожил.

Начальство же заприметило особые организаторские способности Федора Ивановича, его умение решать самые сложные задачи. Его направляют в торговое представительство в Германии, где наш начал закупать там оборудование для завода.

Почти год Стебихов работал за границей, его ожидало повышение по службе, но тут грянула война. Она застала его дома, в Москве, во время очередного отпуска. Когда начались бомбежки столицы, Федора Ивановича направили в Куйбышев на завод № 122 – готовить базу для эвакуации завода имени Сталина. Туда же отправили и его семью.

Неделями не покидая территорию завода, Федор Иванович наладил будущее производство. Потом принимал из Москвы оборудование и людей, распределял их по корпусам. А когда завод приступил к работе на новом месте, стал начальником механического цеха, основу которого составляли станки-автоматы.

Его считали одним из лучших руководителей на заводе. Редкий приказ директора обходился без упоминания в качестве примера хорошей работы цеха Стебихова. Федора Ивановича хвалили за хорошо организованное социалистическое соревнование, за систематическое перевыполнение заданий, высокую дисциплину, умелую работу с кадрами. Он взял за правило лично беседовать с каждым из принимаемых на работу в цех. Безошибочно оценивал возможности и способности новичка и направлял его туда, где он мог принести наибольшую пользу производству.

Летом 1942 года был вызван в Москву и там же был назначен директором Куйбышевского авиационного института. Перед ним стояла, казалось бы, нерешаемая задача: создать базу для выпуска дипломированных специалистов авиационной промышленности и обустроить институт.

Создание нового авиационного вуза было обусловлено необходимостью обеспечить массовый выпуск самолетов — штурмовиков ИЛ-2 главного конструктора С. В. Ильюшина на авиазаводах Куйбышевского куста. Ведь еще в 1939 году в Куйбышеве (ныне Самара) началось строительство двух самолетостроительных и одного авиамоторного заводов. Летом и осенью 1941 года в Куйбышев были эвакуированы более 30 предприятий и организаций авиационной промышленности, большинство из которых разместились на площадках строящихся авиазаводов. Красная Армия остро нуждалась в самолетах, особенно в штурмовиках — именно они являлись основной ударной силой советской авиации.

Однако темпы освоения производства самолетов ИЛ-2 в Куйбышеве поначалу были невелики.  Одной из главных причин такого положения дел был дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров.

Федор Иванович был не из тех, кто искал оправданий и ссылался на трудности. Снова сутками не спал, организовал бригаду студентов, которая занималась ремонтом зданий института. Научно-технические бригады института наладили поточный метод производства, который помог безымянским заводам резко увеличить выпуск самолетов и авиадвигателей.

Обустройство института начинали с нуля, организаторские способности нашего земляка пригодились и тут. Вот, что вспоминает о Стебихове его бывший начальник Терьяков: «В здании на Ульяновской улице размещались и аудитории, и общежития для сотрудников и студентов, а в подвале учебно-производственные мастерские. Крупным успехом было открытие институтской столовой. Стебихову удалось выбить для нее фонды на продукты. Обед в столовой состоял всего из двух блюд, но и это уже было большим достижением: студентам и преподавателям не нужно было все время думать о еде. Потом появился свой институтский магазин. А чтобы иметь побольше овощей и картофеля, Федор Иванович добился отвода 24 гектаров земли для подсобного хозяйства».

О том, что уроженец Кричева с душой относился к людям говорит и такой факт: ему уже в 1942 году удалось получить около 20 комнат в общежитии планового института — там были поселены семьи заведующих кафедрами и ведущих преподавателей института. К жилищной проблеме Федор Иванович вернется и после войны. В1948 году был построен 15-квартирный жилой дом по улице Самарской, 195а, где были расселены 14 семей руководителей института, заведующих кафедрами и ведущих преподавателей института.

А пока шла война, но уже к концу 1942 года были сформированы первые 18 кафедр института. В декабре в институте обучались 767 студентов; работали 55 преподавателей, 41 человек учебно-вспомогательного и 88 –административного персонала.

В условиях военного времени весь коллектив института включился во всенародное движение по оказанию помощи фронту под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!». Уже в начале 1943 года была установлена тесная связь с авиазаводами, созданы творческие бригады КуАИ, которые совместно со специалистами предприятий решали неотложные проблемы производства. Сотрудники института оказали предприятиям авиационной промышленности неоценимую помощь не только в подготовке специалистов, но и в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Ученые КуАИ помогли усовершенствовать штурмовик Ил-2, а потом освоить выпуск Ил-10.

В 1944 году состоялся первый выпуск института и была открыта аспирантура, хотя при этом сам Стебихов на тот момент не был даже кандидатом наук (он защитил диссертацию по теории резания металлов только в 1953 году).

Преподавал на кафедре производства самолетов. В июле 1956 года по собственному желанию ушел с поста директора института, ведь за столько лет сил быть управленцем больше не было.

Скончался Федор Стебихов в 1975 году, но и в институте, и в Самаре (ранее Куйбышев) его помнят и уважают.

 

Интересовалась Анна МАВИЧ.

Добавить комментарий