Как помочь детям подготовиться к началу учебного года?

Совсем скоро начнется новый учебный год. Взрослым хочется верить, что их дети после каникул с радостью идут в школу, но практика показывает, что это далеко не всегда так.

«Если бы дети сами выбирали единый гимн для школьников, наверняка это были бы строчки из мультфильма: «Свободу попугаям! Сво! Бо! Ду!», – говорит психолог Елена Сидоренко. – Природа человека такова, что длительный отдых нас расслабляет, восполняет ресурс, но и оказывает негативное влияние».

Как помочь ребенку и облегчить его адаптацию к школе, рассказали в интервью корреспонденту «МИР24» психологи, врачи и педагоги.

Долой тревогу и неопределенность!

Начало нового учебного года – важнейший этап, через который проходит каждый ребенок. По словам психолога, коуча Дианы Куркиной, вне зависимости от того, впервые ребенок идет в школу или продолжает обучение – это всегда стресс. Стресс от выдергивания ребенка из состояния свободы и безмятежности. И он часто сопровождается тревогой, страхом и даже паникой от предстоящих событий. Почему так случается?

Самое неприятное для человеческой психики – это неопределенность. Когда мы не знаем, чего нам ожидать, возникает ощущение отсутствия твердой почвы под ногами. Нет опоры, а значит – нет безопасности.

При подготовке к новому этапу очень важно создать ощущение безопасности заранее. Спокойный, доверительный разговор родителей со школьником всегда спасает ситуацию. Необходимо создать позитивный якорь в сознании ребенка. При разговоре фокусировать свое внимание не на предстоящих сложностях, экзаменах или контрольных, а на том, что маленькому человеку в школе нравится.

«Ваша задача, как родителя, состоит в том, чтобы помочь ребенку справиться с беспокойством, – говорит эксперт образовательного сообщества Рыбаков Фонда, детский психолог Мария Компанцева. – Если он не хочет возвращаться в школу, выясните, почему. Составьте список детских тревог в порядке их значимости. Это часто бывает для взрослых откровением, так как то, что кажется вам мелочами, может оказаться крайне важным для вашего школьника». Не отмахивайтесь и не говорите, что это ерунда. Постарайтесь вникнуть, встать на позиции своего ребенка и показать, что вы его понимаете и поддерживаете.

С ребенком, который учится уже не первый год, клинический психолог Ольга Викторова советует заранее набросать план предстоящего учебного года с уточнением ожиданий от успеваемости, необходимым приложением усилий и, конечно, приятных моментов, которые обязательно произойдут в течение учебного года. Это праздники, поездки, покупки, интересные события, встречи друзей.

С первоклашками можно сделать то же самое, но без проговаривания вопросов успеваемости, чтобы не нагнетать волнений. Для учеников 1-5 классов такой план, особенно нарисованный в виде карты или игры, будет неплохим мотиватором. Сделайте акцент на плюсах предстоящего года и на том, благодаря чему какие-то возможные трудности точно будут преодолены. Главное – поддерживайте своего ребенка, ваша уверенность в успехе окрылит его.

Родительские волнения как провокация детских страхов

Проанализируйте, что и как вы говорите друзьям и родственникам по поводу начала учебного года, как говорите об этом с ребенком. Очень часто родители буквально программируют своих детей на негативные ожидания и тревогу, поскольку сами они волнуются и передают свое состояние всем вокруг, а детям в особенности.

«Самой частой ошибкой родителей из года в год становятся негативные комментарии в отношении школы, – говорит детский психолог-педагог Дарья Дугенцова. – Например, ребенок может невзначай услышать от родителей «Опять скоро тебя по утрам возить», «Я не горю желанием снова видеть твоего учителя», «Опять двойки будешь получать, а мне краснеть». Даже если вы говорите это в шутку, бессознательно мозг вашего чада воспринимает это всерьез. Даже шуточные комментарии должны иметь позитивное содержание».

«Дети – эмоциональные локаторы, которые считывают состояние родителей, – говорит психолог Диана Куркина. – Поэтому работайте над собой. Вспоминайте красочные истории из вашего школьного прошлого, рассказывайте о забавных случаях. Вы – пример для ребенка, ваше заряженное оптимизмом настроение в совокупности с поддерживающими разговорами помогут вашему чаду преодолеть надвигающийся стресс».

По словам психолога сети международных детских садов и школ «ONE!» Марии Шаталиной, в первую очередь подготовиться к новому учебному году нужно самим родителям: не паниковать, не нагнетать, не гнаться в последние недели за выполнением заданных на лето уроков.

«Если вы будете нервничать, ребенок считает вашу тревогу и тоже будет переживать, – говорит психолог. – Не говорите о том, что упущено, сфокусируйтесь на том, что можно сделать», – говорит эксперт.

Если в конце августа вы выяснили, что из списка книг на лето прочитаны две, расслабьтесь и признайте, что прочитать оставшиеся ребенок уже не успеет. Посмотрите вместе с ним хорошую экранизацию, а по дороге с дачи слушайте аудиокниги в машине – это лучше, чем ничего.

«Некоторые родители переживают, что за лето ребенок все забыл и ему срочно нужен репетитор. Но школьная программа предусматривает повторы, с этого начинается каждый учебный год», – считает специалист.

Помогите ребенку наладить режим дня

Чтобы понимать, как смягчить стресс окончания летних каникул, надо знать, что именно этот стресс вызывает. «Делают это, как правило, два обстоятельства: ранний подъем и большая загруженность, – говорит учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга Александр Косачев. – Хорошая новость: еще есть время подготовиться и к тому, и к другому. Уже сейчас следует практиковать раннее пробуждение и учиться планировать день таким образом, чтобы оставалось время для отдыха и развлечений».

Легкому и быстрому пробуждению способствуют более ранний отход ко сну, подъем с первым звонком будильника, выпивание заранее приготовленного стакана воды, выполнение простейшей зарядки.

А для грамотного составления распорядка дня школьнику постарше можно использовать любое из многочисленных приложений, подойдут даже стандартные Google Задачи и Календарь. Подростку особенно важно осознавать, что это он управляет своим временем и своей жизнью. Это поможет ему втянуться в учебный процесс и качественно обучаться, не говоря уже о чисто физиологической пользе адекватного режима дня. Главное, чтобы родители подавали пример собственным поведением, и тогда хорошее настроение и положительными отметки не заставят себя ждать.

Не «должен», а «хочу»!

«Основная проблема заключается в том, что люди настраивают себя на то, что они «должны» что-либо сделать, – говорит психолог, руководитель онлайн-центра «Свет людям» Светлана Дулепова. – Так, взрослые, приходя на работу после отпуска, борются со своим нежеланием трудиться и стараются мотивировать себя тем, что надо оплачивать счета и выполнять другие финансовые обязательства. И такой же подход они применяют к своим детям, говоря: «Моя обязанность ­ работать, твоя ­– ходить в школу». За словами «обязанность» стоит напряжение и тоска, дети молниеносно считывают это. Конечно, у них возникает сопротивление!».

Как же быть? Чтобы дети сами захотели учиться, они должны понять, для чего им нужна школа. По словам специалиста, с родителями редко выстраивается диалог на тему: «Кем я хочу быть?», «Чем я хочу заниматься, когда вырасту?». Но без этих базовых вопросов ребенку будет очень трудно понять, зачем ему вообще нужны знания.

«Нужно настроить ребенка на учебный процесс из состояния «хочу». Пусть пока это будут небольшие шажки. Для младших школьников подойдут такие: ты увидишься с друзьями, ты узнаешь много нового о планете Земля, о природе, научишься считать и сможешь самостоятельно ходить в магазин, научишься писать и будешь переписываться с друзьями из других городов. Знания английского языка дадут тебе свободу общения с детьми из других стран. А когда ты узнаешь законы физики, тебе откроются удивительные вещи», – говорит специалист.

Спросите своего ребенка прямо сейчас: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?». Вы удивитесь ответам. Вслед за этим пусть ребенок попробует прикинуть, какие знания для этой профессии нужны. Не подсказывайте ребенку вначале, пусть он выскажет свое мнение. Таким образом мы подготавливаем ребенка к тому, чтобы у него самого появилось желания учиться. Объясните ему, в какой предмет важно углубиться, чтобы его желание стало реальностью.

Вместе сходите в книжный магазин, купите книги по теме, почитайте их ребенку, загляните в учебники и искренне восхититесь, как ему повезло и как же много он сможет узнать. Безусловно, с возрастом желания ребенка могут меняться. И важно всякий раз проговаривать их.

Ритуалы, похвалы и другие волшебные вещи

Психологи говорят, что для безболезненного перехода к учебе очень полезны семейные традиции, которые добавят позитива и помогут перестроиться на нужный лад.

«Приятные ритуалы будут хорошим сопровождением перехода к учебному процессу, – говорит клинический психолог Ольга Викторова. – Например, совместный поход за школьной одеждой и принадлежностями, участие ребенка в их выборе и покупке. Причем младшим школьникам (и особенно будущим первоклассникам) желательно дополнительно проговаривать и фантазировать, как именно они будут использовать эти вещи, как это будет интересно и здорово».

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов советует: пусть ребенок выберет красивую канцелярку, тетради и портфель. Форма должна быть красивой и удобной, чтобы ребенку хотелось надевать ее каждый день.

«Обустройте дома подходящее место для выполнения домашних заданий, – говорит режиссер детского юмористического киножурнала «Ералаш» Марина Сулейманова. – Постарайтесь сделать обстановку максимально комфортной. Если ваш ребенок вырос за лето, то проверьте, удобно ли ему сидеть за своим столом, не слишком ли низкий стул и подходит ли ему уровень освещения рабочей зоны. Как в ситуации со школьной канцелярией, обратите внимание на предпочтения вашего ребенка. Приобретите красивый планер для школьного расписания, оформите рабочую зону в соответствии с его интересами. Узнайте, какие цвета, герои мультфильмов или кино нравятся вашим детям, и дополните место для учебы интересными деталями. Пусть время, проведенное за уроками, будет не только продуктивным, но и приятным».

Олег Иванов: «Обсудите с ребенком его «внешкольную» программу. Какие кружки ему интересны, куда можно записаться или что можно поменять. Важно создать радостное предвкушение возращения к прежним занятиям и школьным друзьям».

И, наконец, дома устройте небольшой праздник в честь окончания каникул и начала учебного года. Можно просто купить сладости, собрать семью и поговорить за чаем. О том, как прошло лето, что волнует вашего школьника перед началом учебы, что вы планируете вместе сделать и т.д. Это хорошая практика, позволяющая ребенку почувствовать себя в безопасности, снять напряжение и ослабить тревожность.

Используйте положительную мотивацию. Хвалите детей авансом, говорите, как идет им форма, как вы гордитесь своим чадом, как рады за него. «Чтобы поддержать детей, как можно чаще проявляйте свою любовь. Подчеркивайте, что вы их любите не за успехи и послушание, а просто так, без всяких причин, – говорит менеджер по развитию платформы Znanija.com Юлия Белецкая. – Продумайте, чем можно порадовать школьника. Подойдет совместный поход в игровой комплекс и другие семейные развлечения, маленькие подарки, вкусные десерты и, конечно, добрые слова, объятия».

Специалист советует ежедневно интересоваться, что радует и беспокоит школьника. «Слушайте внимательно, не перебивайте, избегайте критики и оценочных суждений – они разрушают доверие. Лучше спросите, что чувствует ребенок, покажите, что понимаете и уважаете его чувства. Советами делитесь, только если он сам об этом просит, причем деликатно, в виде предложения поступить тем или иным образом. Но окончательное решение – как действовать – должен принимать сам школьник. Только так он сможет научиться самостоятельности», – говорит эксперт.

Юлия Белецкая также напоминает, что для снятия напряжения и пополнения запасов жизненной энергии в учебный период необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, полноценный сон, здоровое регулярное питание. И обязательно – приятные семейные развлечения, такие как просмотр фильмов, чтение вслух, совместные игры, танцы, обеды и ужины, а также разговоры по душам, которые сближают и способствуют личностному развитию и детей, и взрослых.

И помните: какими бы ни были достижения наших детей, всегда можно найти, за что их похвалить. Похвала родителей окрыляет, она необходима ребенку, чтобы научиться достигать своих вершин и ничего не бояться. Еще бы, ведь за его спиной такая сила – поддержка близких и энергия их любви!

 

 

 

Добавить комментарий