«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»        Л.Н.ТолстойРазвитие общества требует нового подхода к взаимодействию с семьей, поскольку семья – это не только первая ступенька, по которой ребенок поднимается в окружающий мир, это первый социальный институт, который закладывает в ребенке стиль поведения, стиль отношения к окружающему его миру.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»        Л.Н.ТолстойРазвитие общества требует нового подхода к взаимодействию с семьей, поскольку семья – это не только первая ступенька, по которой ребенок поднимается в окружающий мир, это первый социальный институт, который закладывает в ребенке стиль поведения, стиль отношения к окружающему его миру.
Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботится о нем столь бескорыстно. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья. Именно поэтому усилия белорусского государства и общества направлены на стабилизацию ситуации, обеспечение социальных гарантий в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, привлечение к ответственности родителей, ненадлежащим образом выполняющих свои родительские обязанности.
Как наказывать ребенка, чтобы не оттолкнуть его от себя? Как выражать свое недовольство, чтобы не было неприятия? Как помогать, чтобы не навредить? Как заставить, если не хочет? Как слушать, чтобы услышать чувства ребенка? Современным родителям очень сложно самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Во-первых, потому, что в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родительства. Отсутствие рядом бабушки или дедушки, которые могут подсказать, как лучше поступить в той или иной проблемной ситуации, что сказать и что сделать, чтобы ребенок послушался, приводит к накоплению собственных ошибок, которые трудно исправить.
Во-вторых, желание учиться быть родителем у мам и пап отходит на второй план. Естественным и важнейшим в этом возрасте является стремление самореализоваться личностно и профессионально, т.е. сделать карьеру, подняться в обществе на как можно более высокую социальную ступень, быть признанным и успешным.
В-третьих, в семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, у детей не формируется образ позитивного родительского поведения. В таких семьях в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями.
В связи с этим, особое внимание общества и государства приковано к проблемам людей, признанных в социально опасном положении. Эта ситуация нарушает жизнедеятельность ребенка и возникает по не зависящим от него причинам. Источниками этого неблагополучия являются родители, недобросовестно относящиеся к своим родительским обязанностям, что обязательно отразится на формировании личности дошкольника.
Это приводит к необходимости проявления пристального педагогического внимания к данной категории детей и семей. Для большинства из них характерны финансовые, медицинские, психологические, социальные проблемы (например, алкоголизация одного или обоих родителей, проблема трудоустройства, частая смена места жительства и т.д.). Часто отмечается ограничение или неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка, низкий психолого-педагогический уровень родителей. У детей в таких семьях зачастую наблюдаются низкая самооценка, снижение собственной личностной значимости, повышенный уровень тревожности. Все это далеко не лучшим образом сказывается на дальнейшей судьбе ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Учреждение дошкольного образования является первым социальным институтом, специалисты которого вступают в непосредственное взаимодействие с детьми и родителями из различных категорий семей. Осуществление профилактико-просветительской деятельности, обеспечение социально-педагогической помощи семьям как с открытой, так и со скрытой формой неблагополучия – одно из важнейших направлений работы социально-педагогической и психологической службы ГУО «Ясли-сад №19 г. Кричева». Задача педагогов учреждения заключается в том, чтобы гармонизировать детско-родительские отношения и изменить позицию родителей посредством формирования их психологической культуры, не выпуская из поля зрения самих детей. Важно, чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь и заботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность. В данной ситуации очень важна совместная работа педагогов дошкольного учреждения и других социальных институтов по профилактике, выявлению и устранению различных форм семейного неблагополучия.
С сентября 2013 года на базе ГУО «Ясли-сад №19 г. Кричева» работает инновационный проект по внедрению модели формирования эффективного родительства как условия социального благополучия воспитанников дошкольного учреждения, цель которого – формирование эффективного родительства посредством партнерского взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей, направленного на профилактику социального неблагополучия воспитанников. 
Ведь семья и учреждение дошкольного образования играют важную роль в развитии и становлении личности ребенка. И от того, насколько успешно взаимодействуют их хозяева, во многом зависит будущее только формирующейся личности.
                        Е. Терещенко, 
  заместитель заведующего 
  по основной деятельности.                       

Добавить комментарий