«Деревенская школа моя…»

Сельская школа занимает особое положение, так как это явление культурное и социальное. Прежде всего, она во многом определяет жизнь села. Молятичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа в структуре агрогородка также занимает особое место. Об этом беседуем с директором учреждения образования Ириной Грибченко.
– Ирина Викторовна, чем сельская школа отличается от городской?
– На селе каждый ученик на виду. А еще в школе заботливо сохраняют традиции, помнят о своих выпускниках, ведь они тоже все на виду.
– Уступает ли сельская школа городским?
– Условия для обучения и воспитания в нашей школе созданы достойные – мало в чем уступают учреждениям общего среднего образования города. Для осуществления качественного образовательного процесса работают библиотека, спортивная и игровая площадки, спортивный и актовый залы, две мастерские (слесарная и столярная), 14 учебных кабинетов, 1 компьютерный класс… У нас располагаются интегрированная библиотека агрогородка Молятичи, филиал Детской школы искусств, который посещает 31 учащийся. В объединениях по интересам «Юный стрелок», «Занимательная физика», «Вокальная студия «До-ре-ми»» занимаются 33 учащихся. Объединение по интересам «Чудесные поделки» Цент­ра творчества детей и молодежи «Крэчут» привлекло 12 учащихся. Гордимся тем, что у нас организовано бесплатное одноразовое горячее питание, которое предоставляется всем учащимся 1-11 классов. Для удешевления питания на пришкольном участке выращиваем картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, а из фруктов – яблоки. Словом, школа – это не только центр обучения и воспитания на селе, но еще и развития способностей детей, а также культурного досуга.
– Сколько детей в школе?
– В школе обучаются 88 учащихся 1-11 классов и 12 воспитанников дошкольного возраста. Образовательный процесс осуществляет 21 педагог. 19 педагогов имеют высшее образование, 84% – высшую и первую квалификационные категории.
– Как учащиеся из других деревень добираются на занятия?
– Школьным автобусом организован подвоз для 42 учащихся и 8 воспитанников группы дошкольного образования из 6 населенных пунктов.
– Расскажите о достижениях учащихся школы.
– Для развития способностей учащихся используются факультативы, объединения по интересам. Наши учащиеся принимают участие в международных конкурсах по учебным предметам, интеллектуальных играх, олимпиадах. Вовлекаются они и в научно-исследовательскую деятельность. Сотрудничаем с первичными организациями ОО «БРСМ», ОО «БРПО». Ежегодно учащиеся школы принимают участие в интеллектуальных конкурсах, которые проводятся общественным объединением «Белорусская ассоциация «Конкурс». В 2018 году в международных конкурсах приняли участие 84 школьника, из них 19 отмечены дипломами. Проводится сис­темная работа по подготовке учащихся к участию в олимпиадном движении. И это дает результат. Так, в районной олимпиаде по учебным предметам среди учащихся 4-8 классов в 2018 году 4 воспитанника учреждения образования награждены дипломами. Это учащиеся 8 класса Ксения Кругликова (диплом I степени по учебному предмету «История»), Оксана Великанова (диплом II степени по учебному предмету «Английский язык» и диплом II степени по учебному предмету «Русский язык и литература»), учащие­ся 5 класса Анастасия Агеева (диплом III степени по учебному предмету «История»), Анастасия Стаховская (диплом III степени по учебному предмету «Белорусский язык и литература» и диплом III степени по учебному предмету «Обслуживающий труд»). В нынешнем 2019 году результативность участия команды учащихся нашей школы в районной олимпиаде по учебным предметам составила 73%. По итогам респуб­ликанской олимпиады по учебным предметам на втором этапе в 2018 году учащаяся 9 класса Оксана Великанова награждена дипломом III степени по учебному предмету «Русский язык и литература». Системную работу по подготовке и результативному участию учащихся в олимпиадном движении осуществляют учитель русского языка и литературы Елена Михайловна Шаманова, учитель истории и социально-политических дисцип­лин Лилия Леонидовна Влазовская, учитель английского языка Ольга Валерьевна Моисеенко, учитель обслуживающего труда Анна Михайловна Киреева. Любят наши учащиеся и дистанционные интернет-олимпиады, интеллектуальные игры, являются активными их участниками. Хочется отметить, что не только республиканского, но и международного уровня. Вот и сегодня гордимся, что учащиеся сборной команды под руководством учителя физики Лины Михайловны Крупской являются финалистами отборочного тура международной всероссийской интеллектуальной игры «ЗУБР» и заняли 2 место. Учащаяся 8 класса Анастасия Попенкова в районном этапе областного конкурса научных биолого-экологических работ, в номинации «Экология животных», награждена дипломом III степени (руководитель – Светлана Александровна Лавренова). Наши учащиеся являются активными участниками различных районных творческих конкурсов, а также конкурсов, которые проводятся Министерством образования Беларуси. По итогам III Республиканского конкурса работ «Я выбираю профессию» учащаяся 10 класса Екатерина Муравьева получила сертификат. В нынешнем учебном году в районном конкурсе «Новогодняя игрушка» учреждение образования заняло первое место, а по итогам районной трудовой акции «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!» – второе мес­то. Станислав Дмитроченко занял 3 место в районном конкурсе сочинений «Письмо воину-интернационалисту», Максим Жмодиков – 2 место в районном конкурсе сочинений «Комсомол в моей семье», посвященном 100-летию ВЛКСМ.
– В районе школа славится своими спортивными достижениями…
– Немаловажным фактором развития учащихся являются занятия физической культурой и спортом. Учащиеся принимают участие во всех районных спортивных соревнованиях и показывают хорошие дос­тижения. На протяжении нескольких лет по итогам круглогодичной спартакиады школьников команда и учащиеся занимают призовые места (учитель – Конс­тантин Яковлевич Скачков). Хотелось бы отметить юных спортсменов Павла Магурова, Максима Богомаза, Виктора Магурова, Анастасию Агееву, Татьяну Богомаз, Анастасию Стаховскую, Даниила Москалева, Никиту Романова, Станислава Дмитроченко. Эти учащиеся увлечены спортом и достигают стабильно высоких результатов.
– На какие еще вопросы в процессе воспитания учащихся обращает внимание школа?
– Проводится целенаправленная работа по профилактике электротравматизма среди учащихся. В результате наша ученица Екатерина Муравьева заняла третье место в областном конкурсе по профилактике электротравматизма среди учащихся и отмечена дипломом третьей степени. Хотелось бы отметить целенаправленную работу учителя физики Лины Михайловны Крупской в сфере обучения учащихся энергосбережению. Ее работа «Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения в учреждении образования» результативна и отмечена дипломом III степени по итогам областного этапа XII Республиканского конкурса проектов учреждений образования по экономии и бережливости “Энергомарафон-2018».
В 2019/2020 учебном году учреждение образования начнет работу по реализации республиканского образовательного экологического проекта «Зеленые школы» под руководством Любови Александровны Кузьминой.
– Как сохраняются и передаются традиции в школе?
– Педагогический коллектив чтит традиции и заботливо передает их молодому поколению. Это, прежде всего, преемственность, которая проявляется в создании трудовых династий. Так, в школе работали учитель русского языка и литературы, трудового обучения Яков Алексеевич Скачков и Галина Петровна Скачкова, воспитатель группы продленного дня. Теперь их сын Константин Яковлевич Скачков, выпускник Молятичской средней школы, продолжил семейную традицию и пошел по стопам родителей – работает учителем физической культуры. Его жена, Жанна Васильевна Скачкова, трудится учителем начальных классов. У них двое детей, и кто знает, может, и они продолжат доб­рую традицию и решат стать педагогами. Учитель белорусского языка и литературы Наталья Анатольевна Мусуривская, выпускница Молятичской средней школы, продолжила педагогическую династию Любови Васильевны и Анатолия Степановича Ратобыльских. Анатолий Степанович работал учителем трудового обучения. Любовь Васильевна долгое время трудилась заместителем директора – 15 лет, а затем и директором школы – 13 лет. Выпускница школы Елена Николаевна Клименкова работает учителем начальных классов. Воспитатель дошкольного образования Наталья Ивановна Кругликова трудится в детском саду школы с 2005 года. У нее три дочери. Две из них уже связали свою жизнь с педагогикой. Так, старшая Татьяна работает учителем английского языка в ГУО «Средняя школа № 1 г. Кричева», средняя Анастасия – учителем начальных классов в школе города Минска, младшая учится в 9 классе. Она стала призером районной олимпиа­ды по истории и мечтает связать свою жизнь с изучением истории и философии.
– Расскажите еще о своих выпускниках.
– Поддерживают тесную связь со школой выпускники разных лет. Среди них – Светлана Цуркан (Езерская), выпускница 1987 года. Она передала в библиотеку родной школы литературно-художественное издание «Россыпи», автором которого и является. Выпускник 1956 года Владимир Кожемяко передал в биб­лиотеку свои книги «Не пакідаюць нас белыя лебе­дзі», “Ходзіць вёскамі сіняе лета”, “Іля — Ілія — Ілья”. Выпускник 1954 года Виктор Прокопенко передал в библиотеку свои книги “Пути-дороги”, “Где-то бродит по свету доб­ро…”. Словом, мы помним своих учеников, и они нас не забывают.
– Какие планы на ближайшее время?
– Организация оздоровительной кампании «Лето -2019». 24-25 апреля 2019 года состоится открытая городская научно-практическая конференция «Летнее оздоровление детей: стратегии развития воспитательного процесса», организованная Минским городским образовательно-оздоровительным центром «Лидер». Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Любовь Александровна Кузьмина примет участие в работе секции «Организация досуга в оздоровительном лагере», где выступит с докладом «Ролевая игра в оздоровительном лагере как альтернативный фактор оздоровления детей от компьютерной зависимости».
– Какие проблемы школе нужно решать?
– Пока еще недостаточно спортивного инвентаря для проведения уроков физической культуры, хотелось бы приобрести мультимедийную установку, а может быть, и электронную доску. Необходимо продолжить работу по укреплению материально-технической базы учреждения образования с привлечением шефствующей организации – КСУП «Малятичи-АГРО». С целью развития спортивной базы, приобретения технических средств обучения необходима спонсорская помощь.
Подготовила Оксана Великанова,
учащаяся 9 класса Молятичского учебно-педагогического комплекса детский сад-средняя школа.
На снимке: учитель русского ­языка и литературы Елена ­Шаманова, ­заме­­с­титель директора Любовь ­Кузьмина, учащиеся 9 класса.
Фото Владимира Далецкого.

Добавить комментарий