Церкви Замковой горы

Николай Угодник широко известен и почитаем как чудотворец, пастырь душ человеческих, хранитель веры и православия от ереси, заступник слабых и нуждающихся, то есть детей, вдов, сирот и узников, покровитель всех мореплавателей. Не зря в старину говаривали: 

 

Николай Угодник широко известен и почитаем как чудотворец, пастырь душ человеческих, хранитель веры и православия от ереси, заступник слабых и нуждающихся, то есть детей, вдов, сирот и узников, покровитель всех мореплавателей. Не зря в старину говаривали: «Никола – второй после Бога заступник». Наши православные предки посвящали Николаю Чудотворцу свои храмы, которые и поныне стоят во многих белорусских городах. Есть такой и в древнем Кричеве, ведущем свое летоисчисление от 1136 года, так как в Уставной Грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславовича того периода сказано: «…С Кречута дани 10 гр., а св. богородице и епископу гривна». Вполне возможно, что уже в ту пору жители селения были православными, и у них имелось помещение для общей молитвы. 

До наших дней дошло предание о том, что первый Свято-Николаевский храм в Кричеве воздвигли на месте языческого капища, где древние славяне совершали жертвоприношения. Причем на заклание тогда приводили овец,  телят и даже плененных врагов. Эти обряды продолжались до тех пор, пока вдруг с небес не раздался предостерегающий крик. Господь  предупреждал о страшной каре, которая может постигнуть грешников. Убоявшись гнева Божьего, приверженцы язычества приняли крещения, низвергли своих идолов в воды Сожа, а вместо них заложили фундамент храма.    
Поскольку летописи всех приходских церквей местечка Кричева, к большому сожалению, были утрачены в богоборческий период, попытаемся, насколько возможно, восстановить историю существования Свято-Николаевского храма, а также имена его священнослужителей.  
Археолог Г.В. Штыхов, который в 1967 году провел первые научные исследования в Кричеве, высказал предположение о том, что  в XII-XIII веках центр поселения был перенесен с маловместительного Городца на соседнюю возвышенность, где построили крепость (замок), после чего гора стала именоваться Замковой. Вероятно, тогда и была возведена там деревянная православная церковь. Крест храма, как и подобает, величественно возвышался над другими крепостными строениями, вселяя в сердца людей служивых, ремесленников и хлебопашцев веру в заступничество Божие.  
Со дня постройки Свято-Николаевского храма  прошло не одно столетие. За это время церковь и прихожане претерпели много невзгод. В 1596 году была подписана Брестская церковная уния (союз), после чего православные храмы  Великого Княжества Литовского стали униатскими. Прихожане противились этому и всячески отстаивали свои права. 
В книге А.А. Метельского «Старадаўнi Крычаў» хорошо прослеживается большой отрезок времени существования храма во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских на Замковой горе. По имеющимся у исследователя сведениям, в начале 1605 года стоявшая в замке церковь уже была униатской, а служил в ней тогда отец Иона Бенедиктович. Четыре года спустя этого  священника сменил его сын Василий. 
Взошедший на трон король Владислав IV относился к православию более лояльно. В 1633 году он даровал порубежному городу Магдебургское право. Через три года возникли Могилевская, Мстиславская и Оршанская епархии, после чего некоторые храмы были возвращены в лоно православной Церкви.  
К царству Московскому Кричев был присоединен в самом начале войны 1654-1667 годов, которую вели между собой Польша и Московия. О том, что кричевцы присягнули тогда на верность царю Алексею Михайловичу, свидетельствует донесение казачьего полковника Петра Рословчанки к царю. Он пишет: «…в нынешнем году…за помощью Божиею…город Кричев войт Кричевский Роман Бочко со всеми мешчанами и шляхтою под высокую руку его царского величества здал на вечное подданство и крестное целование учинили…перед святым Евангилием в храме Божием Святому Николе в городе Кричеве стоячему…».   
Существование этого храма в городе подтверждает Инвентарь  Кричева 1682 года, в котором упомянута церковь  Святого Николая, стоящая слева от входа в замок. 
Наличие на Замковой горе  означенной церкви «со звонницей», на которой закреплен ратный колокол, засвидетельствовано также в Инвентаре города 1694 года. 
 Во время Северной войны России со Швецией храм уцелел, а другие здания, стоящие за стенами замка, изрядно пострадали, говорится в Инвентаре города 1709 года. Стояла Свято-Николаевская церковь на прежнем месте и в 1727 году.   
В  периодическом издании «Могилевские епархиальные ведомости» за 1909 год помещены  «Материалы для истории эпохи, личности и сочинений Преосвященного Георгия Конисского, Архиепископа Белорусского». В этом перечне значится «Выпись протеста или явки занесенной 1766 года сентября 6 дня от имени Александра Цитовича священника Кричевской Николаевской церкви на Регинальда Иллича (или Ильинича) Плебана тамошнего о разных причиненных от него Плебана оному священнику Цитовичу обидах». Указана в нем и «Копия Мемориала Епископа Виленского Массайского от Епископа Георгия послу Российскому  7 декабря 1766 года поданного об отнятии помянутым Плебаном Илличом на Унию Кричевской Никольской церкви, и о прочих некоторыми причиненных духовенству православному обидах». В письме в Могилевскую духовную консисторию из Варшавы, датированном 15 января 1767 года, Владыка Георгий вновь упомянул эту церковь.
В «Расписании городских и сельских приходов, церквей и причтов Могилевской епархии», вероятно, составленном еще в 1860-х годах, в местечке Кричеве указаны два православных прихода. Во втором, Преображенском, причт которого состоял из двух священников и двух псаломщиков, действовали три церкви: Преображенская – главная, а Николаевская в местечке и Николаевская в селе Залесовичах были приписными к ней. В приходе насчитывалось 1457 душ мужского пола (женщины тогда не учитывались – Авт.), проживавших в селе и 8 деревнях, отстоявших от 2 до 8 верст. Несколько позже был образован самостоятельный Николаевский приход. В «Памятной книжке Могилевской губернии на 1869 год» отмечено, тогда в Свято-Николаевской церкви служил о. Иоанн Васильевич Гнедовский.
О православных храмах этого прихода в «Путевых заметках»  по результатам обозрения Могилевской епархии Владыкой Мисаилом в 1898 году было сказано следующее: «Николаевская церковь, построенная в 1838 году стараниями местного священника о. Иоан­на Онушкевича и прихожан на средства церковные, однопрестольная, холодная (не отапливаемая – Авт.). При ней на особом месте построена теплая деревянная церковь, тоже однопрестольная… 
Утварь и ризница достаточные; библиотека скудная, в ней только 40 книг духовно-нравственного содер­жания; цер­ков­ные документы хранятся в целости, ведутся аккуратно. Прихожан насчитывается 1744 души обоего пола. Причт двухчленный (священник и псаломщик – Авт.) – исправный. Земли при церкви узаконенное количество. Церковно-приходского попечительства нет. В приходе действует одна школа грамоты. Мало!».
В «Календаре для духовенства Могилевской епархии на 1899 год» имеются дополнительные сведения о том, что в Николаевской церкви (Чериковского уезда, 2-й округ благочиния) прихожан обоего пола 1800 душ, деревень в приходе 4, церковной земли 37 десятин 800 квадратных саженей, священник Даниил Малюшицкий. 
В августе-сентябре 1907 года обзор церквей Быховского, Чаусского Чериковского и Климовичского уездов производил уже Преосвященный Стефан. Архипастырь посетил все Кричевские приходские храмы, в том числе и Свято-Николаевский. «Могилевские епархиальные ведомости» сообщили, что в Николаевской церкви хорошо пел любительский хор под управлением местного псаломщика Александра Федоровича. О церковном здании сказано, что оно старенькое, деревянное, в 1883 году было перекрыто, а в 1899 году к нему пристроили притвор.
Как же выглядели принадлежавшие приходу храмы сто  лет назад? Об этом говорится в Страховой карточке строений, составленной настоятелями церквей местечка 8 июля 1910 года. В ней указано: «Первая церковь – Николаевская, деревянная, на кирпичном фундаменте, снаружи обшита шелевкою, покрыта гонтом, стены и крыша не покрашены. Длина ее вместе с колокольней  102/3 сажени (сажень = 3 аршина, аршин = 71сантиметр), наибольшая ширина – 6 саж, высота до карниза – 2 саж, высота фундамента –1/2 аршина. Окон в ней 18 штук, дверей наружных – 3. Двери железом не обиты. Над среднею час­тью – купол, оканчивающийся одной главой. Высота внутри от пола до восьмерика 51/2 аршина. 
Церковь оштукатурена внутри и окрашена клеевою краской, холодная. При церкви два крыльца на столбах, крыты гонтом. Иконостас в ней длиной 17, высотой 10 аршин, оценен в 500 рублей. Чужих близких построек нет. Церковь построена в 1838 году, прочная, оценена вместе с иконостасом и колокольней в 6500 рублей.
Вторая церковь – Георгиевская, построена в 1875 году, прочная, деревянная, на кирпичном фундаменте, снаружи обшита шелевкою, крыта гонтом, стены и крыша не окрашены. Длина ее 62/3 саж, наибольшая ширина – 31/3 саж, высота внутри здания от пола до потолка 51/2 аршина. Отопление – одна голландская печь и грубка. Иконостас длиной 9, высотой 3 аршина, оценен в 100 рублей. У церкви одно крыльцо на столбах, крытое гонтом. Колокольня в одной связи с церковью.»     
Отец Даниил Николаевич Малюшицкий был настоятелем прихода до 1912 года, а кто пришел ему на смену, пока установить не удалось. Неизвестна  и дата закрытия этих храмов воинствующими богоборцами. В годы Великой Отечественной войны церкви снова открылись, а служил там бывший благочинный, престарелый протоиерей Василий Матвеевич Янович. По утверждениям прихожан того времени, уже после  освобождения города от гитлеровских захватчиков, в результате поджога, церкви были уничтожены и о. Василий служил в молитвенном доме, размещавшемся в частном домовладении по улице Овражной. 
Прихожане обращались в 1944 году к местным и вышестоящим властям с прошением о передаче им для восстановления поврежденного пожаром кирпичного здания бывшей Свято-Воскресенской церкви, но последовал отказ. Тогда они сами приступили к строительству храма рядом с пожарищем. За собранные всем миром деньги купили в деревне Лобковичи дом, разобрали его и сплавили по реке до Кричева. Затем перенесли бревна на Замковую гору и поставили сруб на каменный фундамент. На строительстве с большим вдохновением работали Василий Шульга, Фома Кривоносов, Антон Стебихов, братья Портновы и другие прихожане. Их трудами и молитва над водами Сожа вновь вознеслись кресты Свято-Николаевской церкви. 
По завершению строительства в ней начались богослужения. Настоятелем был о. Василий Янович. 8 октября 1947 года  псаломщиком туда архиерей  назначил Ефима Трифоновича Зайцева. Некоторое время служил там священник Павел Андреевич Кременецкий, 1895 года рождения, участник 1-й Мировой войны,  впоследствии переведенный на приход села Залесовичи. 
С 1950 года настоятелем состоял протоиерей Стефан Иванович Белобржецкий, которого в ноябре 1954 года сменил священник Петр Павлович Вой­тович, а после него настоятелеми были о. Федор Хрящевский, о. Владимир Столяр и о. Вассиан Неверовский.   
Иерей Михаил Матвеевич Маковцов был назначен в Николаевский приход перед Пасхой 1965 года и провел в нем лучшие годы своей жизни. За почти 50-летнее усердное и беспорочное служение Богу и людям он снискал почет и уважение, имел все церковные награды до митры включительно. Погребен митрофорный протоиерей в церковной ограде возле алтаря храма.
С 25 августа 2011 года настоятелем Свято-Николаевского прихода является священник Андрей Игнатушко, окончивший художественную академию и духовную семинарию. Он сразу же занялся обустройством храма и прилегающей территории. Заботами о. Андрея забетонирована подъездная дорога к Замковой (Храмовой) горе, выложены плиткой дорожки, установлен забор, построена новая колокольня. Усердие священника не осталось незамеченным, он награжден Золотым наперсным крестом. В планах настоятеля — строительство нового, каменного храма. Святое дело должно получить поддержку властей, прихожан и всех состоятельных людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *