История Кричевщины через призму религии

В Беларуси мирно уживаются представители более 130 национальностей и народностей. Среди них – русские, украинцы, поляки, евреи, литовцы, молдаване, татары и многие другие. Поэтому мы – мультикультурная страна, и за нами прочно закрепилось звание толерантного народа.

 

О толерантности говорит и факт религиозной терпимости белорусов. Например, издревле в нашем городе по соседству располагались православная церковь, католический костел и еврейская синагога.

Кричевщина православная

Больше всего на Кричевщине было, конечно же, православных церквей.
Как сообщал в одной из своих работ писатель и краевед Александр Болдовский, в инвентарной описи Кричева XVIII в. упоминается девять церквей: Св. Георгия (Юрьевская) на улице Юрьевской, Пятницкая, Причистой Божьей Матери с кладбищем на Старом городище, Св. Спаса на улице Спасской со старым кладбищем, Ризоположенская, Вознесенская, Никольская, Дьяковская, Св. Ильи с кладбищем на Загородище. Церковь Св. Николая – самая древняя действующая церковь в Кричеве. Упоминания о «храме Божьем Святому Николе в городе Кричеве стоя­чем» относятся к началу XVII в. Здание перестраивалось в конце XIX – начале XX вв. В 1930-х гг. была закрыта, в 1941-1943 гг. во время немецкой оккупации служба была возобновлена. В 1943 г. пострадала от пожара.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Пречистенская, Успенская) стояла на возвышении около Городца за посадками по Комсомольской улице. До Великой Отечественной войны в ней располагалась Детская техническая станция. В конце сентября 1943 г. при освобождении города церковь сгорела. В древности на месте церкви располагался ­монастырь.
В городе действовала деревянная церковь во имя Святого пророка Илии. Она стояла на кладбище, расположенном на берегу Сожа. Ее возвели около 1460 года по указу короля Казимира в память о спасении королевы Елизаветы от утопления. В 1708 году, во время военных действий против шведов, Петр I побывал в Кричеве и посетил Ильинскую церковь.
Воскресенская, или Спасская, церковь размещалась на возвышении за речкой Забелишенкой, напротив Замковой горы (около военкомата). В документах XVII в. жители, проживавшие в этой части города, называются жителями Спасского боку, а сама улица называлась Спасской.

История католических храмов

В 1620 году в Кричеве по указанию польской королевы Боны был построен костел Непорочного зачатия Девы Марии. 16 сентября 1855 года деревянный костел сгорел вместе со всеми хозяйственными постройками. Позже на месте сгоревшего строения возвели каменное здание в неоготическом стиле.
С 1917-1934 года в здании костела размещался кинотеатр, а затем – самодеятельный драматический театр. Сейчас на этом месте находится районный военный комиссариат.
История нашей малой родины хранит в себе много интересных страниц. Одна из них – строительство костела в местечке Молятичи.

В 1772 году произошел первый раздел Речи Посполитой, и Молятичи вошли в состав Российской империи. Екатерина II назначает Богуша-Сестренцевича главой Белорусской католической епархии, и он фактически возглавил всю католическую церковь Российской империи. В деревне Молятичи епископ основал свою резиденцию. В 80-е годы XVIII в. по приказу Богуша-Сестренцевича здесь был построен костел – уменьшенная в 32 раза копия собора святого Петра и Павла в Риме.

Листая календарь истории

Шло время, Кричев жил своей жизнью. В справочнике за 1880 год отмечается, что в Кричеве проживало 2230 мужчин и 2340 женщин, насчитывалось 7 каменных и 754 деревянных дома, 71 торговая лавка, 5 церковноприходских школ, почтовая станция и отделение почтовой конторы, аптека, 6 церквей, костел, 2 синагоги.

Религиозная жизнь дня сегодняшнего

На сегодняшний день на территории района осуществляют свою деятельность 8 религиозных общин.
Это три религиозные общины православного вероисповедания. Приходы: Свято-Николаевской церкви, Свято-Покровского храма, храма Воскресения Христова.
Католическая община представлена римско-католическим приходом Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Также есть три протестантские религиозные общины: христиане веры евангельской «Церковь Голос Христа», христиане полного Евангелия «Церковь Возрождение», христиане Адвентистов Седьмого Дня.
Действует в Кричеве и иудейская община.
А. Опарин как-то сказал: «Неоспоримым является факт, что история народов – это история религий, а история религий – история народов, их исповедующих». К этому хочется добавить, что у нас один народ и история наша общая, несмотря на различие в ­религиях.

Подготовил А. Семенов.

Добавить комментарий