Старейший храм Кричева

Листая «Календарь для духовенства Могилевской епархии на 1899 год», обнаружил, что в то время в деревне Ботвиновка стояла деревянная Свято-Николаевская церковь, постройки 1863 года. 

 

Листая «Календарь для духовенства Могилевской епархии на 1899 год», обнаружил, что в то время в деревне Ботвиновка стояла деревянная Свято-Николаевская церковь, постройки 1863 года. Самостоятельного прихода она не имела, и была приписной к Свято-Георгиевскому храму села Вородьково. А в «Памятной книжке Могилевской губернии на 1611 год» Ботвиновская церковь уже названа приходской, земельный надел которой составлял 41 десятину, а настоятелем там был священник Василий Михайлович Воронович. Точной даты прекращения богослужений в данной церкви установить не удалось. Известно лишь то, что в отобранном у верующих и ограбленном культовом здании в конце 30-х годов прошлого столетия размещался сельский клуб, в котором молодежь проводила свободное время. Когда же грянула война и белорусские земли были оккупированы, стало не до песен и плясок. Собираться в клубе было опасно – в любой момент могли нагрянуть немецкие солдаты вместе с полицаями и угнать на принудительные работы в Германию.
Ребята и девчата, конечно, встречались, только вечеринки организовывались прямо в деревенских хатах, поочередно. Такое общение стало традиционным и продолжалось после изгнания из Кричевского района гитлеровских оккупантов. Клуб стоял в запустении, потому что его нечем было отапливать, да и особой нужды в нем не ощущалось.
Пустующее культовое здание решил спасти от разрушения о. Иоанн Захарченко, так как оно было просто необходимо православным жителям Кричева, лишившихся всех своих церквей. Не иначе как по промыслу Божьему, мысль о строительстве храма в родной деревне Воронево, рядом с могилами убиенных гитлеровцами узников концентрационного лагеря, у священника, испытавшего на себе унижения и притеснения со стороны как воинствующих безбожников, так и оккупационных властей, возникла неспроста. Старики утверждали, что когда-то в их деревне была православная церковь. Подтверждение этому я нашел у Платона Горючко, который в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1903 год опубликовал «Материалы для истории воссоединения униатов в Белоруссии 1780-1795 годов». В своем рапорте Святейшему Синоду от 28 июля 1795 года Владыка Афанасий Вольховский сообщал об обращении в благочестие униатской церкви в селе Воронове. Ошибки быть не может, потому что уезд-то Чериковский.
Обладавший неистощимой энергией о. Иоанн взвалил на свои плечи тяжкий крест – возведение храма, — подняв на святое дело будущих прихожан и окрестных жителей. Люди признали в нем своего духовного пастыря и поддержали благое начинание. Они отлично понимали, что ниспосланные Господом испытания еще не закончились, линия фронта отодвинулась от сожженного города всего лишь под Чаусы, а бомбежки железнодорожной станции и цементного завода продолжаются, но уже пора собирать необдуманно разбросанные камни, то есть замаливать грехи тех, кто грабил и осквернял храмы.
В 1944 году еще полыхал пожар войны, а немолодой священник уже служил литургии во времянке рядом с зенитной батареей, которая отражала налеты вражеской авиации. Во время богослужений пастырь призывал верующих молить Пресвятую Богородицу о приближении победы над захватчиками, посягнувшими на самое святое, дарованное Богом человеку, – жизнь. А еще он смиренно просил их вносить посильные пожертвования на строительство храма.
Прихожане той поры, в большинстве своем, — люди верующие и богобоязненные, претерпевшие ужас гитлеровской оккупации, потерявшие своих родных и близких, имущество и дома, шли к священнику в поисках поддержки. Придя к нему, видели своего пас­тыря одухотворенным и деятельным. Ощутив исходящие от него уверенность и душевную теплоту, они всем сердцем поддерживали начинания иерея и, помолившись, уходили домой с верой в то, что Господь не обойдет их своей милостью, и ушедшие отцы, мужья, сыновья и братья обязательно вернутся с фронта целыми и невредимыми. Ради приближения победы над супостатом, ради мира на земле православные не жалели ничего, жертвовали последние деньги. Собрав девять тысяч рублей, о. Иоанн выкупил у Ботвиновского сельсовета старое церковное здание. Сруб перевезли и поставили на новый фундамент, заменив отдельные бревна. Работали сообща с особым рвением, поэтому строительство успешно завершили. Храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы Девы Марии. Указом от 14 июня 1946 года Владыка Василий, архиепископ Минский и Белорусский назначил о. Иоанна на должность настоятеля нового прихода.
Этот факт подтверждает, что храмы не исчезают бесследно, а заступничеством и покровительством Господа возрождаются к жизни через определенное время в другом месте. Вот и 83-летняя Ботвиновская церковь переселилась на поселок цементников, где, после обновления, для нее начался новый отсчет времени. Лояльность со стороны власти к окрепшему и ставшему набирать мощь православию закончилась спустя несколько лет после победы в войне, одержанной над фашистской Германией и милитаристской Японией. Церковное учение вновь было признано «опиумом для народа», а глава государства Никита Хрущев и вовсе заявил, что очень скоро сможет показать всем последнего «попа».
Давление на священнослужителей, в том числе и на о. Иоанна, к тому времени возведенного в сан протоиерея, оказывалось колоссальное. Его обвинили в том, что церковные службы отвлекают заводчан и те опаздывают на работу. Он стал служить заутреню задолго до начала рабочего дня. Тогда стал мешать колокольный звон, под запретом оказались таинства венчания, крещения, отпевания усопших. И, в конце концов, 10 ноября 1962 года храм был закрыт. За годы усердного и беспорочного служения в нем о. Иоанн Захарченко был награжден камилавкой, наперсным крестом и палицей. Добрый пастырь пользовался огромным авторитетом и уважением у прихожан. В церковном здании, отобранном у верующих во второй раз, на протяжении двадцати восьми лет размещались различные учреждения, но прихожане не теряли надежды на его обретение. В декабре 1989 года было создано и зарегистрировано новое религиозное объединение, которому 15 февраля 1990 года Кричевский горисполком и передал бывшее культовое здание в бессрочное бесплатное пользование.
Новые владельцы незамедлительно приступили к реставрации церкви. Работы велись под руководством настоятеля городского Свято-Николаевского храма протоиерея Михаила Маковцова, а организовывал их и осуществлял контроль качества церковный староста П.В. Карпекин. Большую помощь в возрождении храма оказало руководство предприя­тия «Кричевцементношифер», которое выделяло строительные материалы, технику и специалистов. Многое из церковной утвари сохранили дочери о. Иоанна и прихожане, которые затем вернули ее.
7 августа 1990 года Высокопреосвященный Владыка Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский провел чин освящения повторно возрожденного храма. Молчавшие почти три десятилетия колокола ожили, а их милый сердцу православного человека звон широко разлился и поплыл над рабочим поселком. Он звучал торжественно и призывно.
Поначалу церковь посещали только пожилые люди, но чуть позже и молодежь стала искать дорогу к храму. Настоятелем вновь открытого прихода был назначен о. Николай Афанасьев, которого в 1999 году сменил о. Андрей Мильто. С февраля 2000 года в храме служил протоиерей Григорий Пашкевич, а сейчас настоятелем является о. Сергий Пешко.
Приближается 70-летний юбилей Свято-Покровской церкви города Кричева, но ее подлинный возраст в действительности составит 153 года. Пожалуй, это самое древнее здание в Кричевском районе. Вот только оно почему-то еще не обозначено как исторический памятник.

Добавить комментарий