Оружие Победы

Белорусский народ всегда будет помнить героев, завоевавших свободу и независимость нашей страны. Велика была цена, которую заплатил советский, в том числе и белорусский народ за Победу в Великой Отечественной вой­не. Вечная слава всем, кто ковал Победу на поле боя, в партизанских отрядах и подполье, в глубоком трудовом тылу. Трудно переоценить и тот вклад, который внесли ученые и конструкторы, создавшие высокоэффективную боевую технику и стрелковое вооружение, которые помогли разгромить врага. Это касается и талантливых авиаконструкторов. Грозным оружием Победы был и штурмовик Ил-2, который принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны. Это был в то время единственный самолет, который сочетал в себе огневую мощь, неплохую маневренность и броневую защиту. Принимал участие Ил-2 и в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Этот самолет стал символом Великой Отечественной войны. Не случайно по инициа­тиве Федерации проф­союзов Беларуси к славной дате 75-летия освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков у подножия Кургана Славы планируется установить штурмовик Ил-2. Это будет подарок всем жителям Беларуси, которые хранят память о защитниках Отечества.
Конструкторы, разработавшие самолет, называли его «летающим танком», враги – «чумой» (дословный перевод – «черная смерть»). За годы войны было выпущено 36183 штурмовика. Разработан самолет знаменитым советским авиа­конструктором Сергеем Илью­шиным. Первый полет совершил на нем летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Серийное производство штурмовика началось в феврале 1941 года. В свой первый бой самолет вступил 27 июня 1941 года, а закончил войну в Берлине. Ил-2 внес важный вклад в победу над Германией и за это заслужил всенародную любовь.
Благодаря картотеке райвоенкомата, в которой содержится информация об участниках войны, удалось установить, что житель нашего города Федор Иосифович Евменчиков в годы Великой Оте­чественной войны служил авиамехаником в 502-м Таманском штурмовом авиаполке с 15 января 1943-го по 13 апреля 1944-го. Родился он 15 января 1921 года в деревне Вербеж Чериковского района. Капитан Федор Евменчиков награжден орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В мирные годы работал в автоколонне 2441.
Невозможно переоценить значение труда авиамеханика в годы Великой Оте­чественной войны. Главным было так подготовить самолет к вылету, чтобы летчик мог громить врага, понимая, что надежность авиатехники обеспечена на сто процентов. А потом приходилось ждать летчика с боевого вылета. Бесконечно тянулось время. И вот доносился знакомый гул самолета, который из-за характерно поднятого над фюзеляжем фонаря кабины называли «горбатым». И авиатехник первым бросался к самолету. Сначала нужно было узнать, как там летчик. Потом осмотреть самолет. Ил-2 был очень живуч, и это нередко помогало летчику дотянуть на изрешеченном самолете до аэродрома. Если самолет не пострадал от атак врага, его быстро снаряжали в новый полет. И он снова взмывал в небо, чтобы наносить урон вражеской бронетехнике и живой силе. Нередко на аэродром налетали вражеские самолеты, и тогда свистели пули, взрывались бомбы…
В архивах сохранился журнал боевых действий 502-го Таманского штурмового авиаполка, который велся с 14 января 1944-го по 23 мая1946-го. Вот запись за январь 1944-го: «502 штурмовой авиа­полк после пополнения летным составом и получения материальной части 3 января 1944 года в составе 20 экипажей самолета Ил-2 перебазировался с аэродрома Тихорецк на аэродром Лиман Кизилташский (30 километров восточнее Тамани), откуда и начал боевые действия. Остальные 12 экипажей Ил-2 перебазировались двумя группами в период с 5 по 17 января 1944 года. 14 января 1944 года тремя группами в составе 6 Ил-2 (под прикрытием 6 Ла-7 805 ист­ребительного авиаполка) штурмовали живую силу и технику противника в пунк­те Тархан… Потерь нет. Один самолет Ил-2 имеет незначительные повреждения. 15 января 1944 года тремя группами бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожал живую силу противника в районе 136,0 и железнодорожные эшелоны на железнодорожной станции Бачерово. За день произведено 13 самолетовылетов. Летало 9 самолетов… В результате боевых действий у противника уничтожены и повреждены 10 вагонов, 6 автомашин, 1 повозка, взорваны 2 склада». И это только несколько дней работы штурмовиков.
Может быть, откликнутся родные Федора Иосифовича Евменчикова. Может быть, сохранились фотографии военных лет. Хотелось бы более подробно рассказать о нашем земляке. Каждый, кто приближал Победу, достоин этого.
Владимир Далецкий.

Добавить комментарий