Жизнь в сети

Интернет сам по себе – ни доб-ро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Ра-зумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.
Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками. Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста. Не только дети попадают в зависимость от интернета. Сеть становится заменой реальной жизни для многих взрослых.
Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:
— навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт;
— пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирование общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению;
— игровая зависимость — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости точно такой же. Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия. Однако это не химическая, а чисто психическая зависимость.
Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запус-тить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков. Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей, и отрицательное влияние сверстников.
Если наблюдаются некоторые из ниже перечисленных признаков, стоит волноваться:
— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;
— снижение успеваемости в школе;
— потеря интереса к происходящему вокруг;
— нарушение сна;
— часты резкие перепады настроения;
— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.
Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами, они сами распахивают дверь для зависимости.
Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.
Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Но важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки.
Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби — книги, спорт, музыка, коллекционирование, у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.
Существенный аспект: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши. И самое главное: интернет – это на сегодняшний день важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того чтобы ребенок с головой не ушел в сеть, родителям необходимо находить время для общения с сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.
Н.Сакович,
фельдшер-валеолог.

Добавить комментарий