Итоги работы

Итоги работы отдела по образованию Кричевского районного исполнительного комитета, подведомственных ему учреждений в 2017/2018 учебном году и задачи на 2018/2019 учебный год
Деятельность отдела по образованию райисполкома, подведомственных ему учреждений в 2017/2018 учебном году была направлена на создание условий для устойчивого функционирования и динамичного развития системы образования района, удовлетворяющей потребности личности, общества и государства в качественном образовании с учетом изменяющейся социокультурной, экономической и демографической ситуации.
В районе функционируют 11 учреждений дошкольного образования, 12 учреждений общего среднего образования, из них 6 – учебно-педагогических комплексов, 2 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Важным фактором, влияющим на качество образования, является уровень профессионализма педагогов. На конец учебного года в учреждениях образования работали 659 специалистов, что на 13 педагогов меньше 2017/2018 учебного года. Число педагогов, имеющих высшее образование, составило 489 человек (74,2 %), в 2017/2018 учебном году — 72,2%. 21 педагог со средним специальным образованием продолжает обучение заочно в учреждениях высшего образования. Имеют высшую квалификационную категорию 186 педагогов (28,2 %) первую — 268 педагогов (40,7 %); 1 – учитель-методист (0,2 %).
Для устранения дефицита кадров в райо­не обеспечивается переподготовка кадров на недостающие специальности. Так, в 2018 году 2 педагога окончили переподготовку по специальности «Трудовое обучение в учреждениях общего среднего образования». В 2018/2019 учебном году продолжат обучаться 3 педагога по специальностям «Социальная педагогика», «Интегрированное обучение», «Логопедия». С 2019 года начнется переподготовка 4 педагогов по специальностям «Дошкольное образование», «Информатика», «Социальная педагогика». В 2018 году к новому мес­ту работы прибыли 7 молодых специа­листов, которые были распределены и трудоустроены в соответствии с потребностями учреждений образования района.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей остается первоочередной задачей. Пропуск 1 ребенком по болезни в районе составил 6,7 дней по итогам за 2017 г., за полугодие 2018 г.– 2,7 дней (обл. показатель – 4,8 дня). Необходимо обратить особое внимание на создание здоровьесберегающих и безопасных условий в учреждениях дошкольного образования.
В районе принимаются меры по обеспечению «шаговой доступности» учреждений образования. Так, здание начального блока ГУО «Средняя школа № 3 г. Кричева» в результате текущего ремонта переоборудовано в учреждение дошкольного образование на 135 мест, на базе которого после окончания капитального ремонта ГУО «Ясли-сад № 4 г. Кричева» будет соз­дано новое учреждение с правом юридического лица, что позволит обеспечить всех дошкольников микрозоны местами.
В учреждениях общего среднего образования в 209 классах обучались 3569 учащихся. Выполнен государственный социальный стандарт по обеспечению учащихся персональными компьютерами: 14,9 учащихся на 1 компьютер или 1 компьютерный класс на школу; норматив обеспеченности учащихся общей площадью, спортивными плоскостными сооружениями и зданиями спортивного назначения: 10,3; 2,5 и 0,9 квадратных метра ­соответственно.
Инновационная и экспериментальная дея­тельность всегда способствует позитивным изменениям в работе педагогического коллектива, положительно влияет на перспективы его развития. В районе на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Кричева» действует ресурсный центр по организации научно-исследовательской деятельности учащихся, имеющий статус областного. Завершается инновационная деятельность ГУО «Бельский учебно-педагогический комп­лекс детский сад-средняя школа» по проб­леме «Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках организации и деятельности региональных виртуальных музеев». продолжается экспериментальная деятельность ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» по теме «Апробация учебных планов для учреждений общего среднего образования как средство проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения на II и III ступенях общего среднего образования» (2017-2020 г.г.), благодаря которому учащиеся имеют возможность заниматься по индивидуальным учебным планам, что позволяет наиболее полно учитывать их интересы и способности, формировать условия обучения в соответстветствии с их запросами и намерениями, дает возможность каждому на свое самоопределение в образовательном пространстве школы.
Профильной подготовкой были охвачены 154 учащихся Х-ХI классов (39,7 %) 5 учреждений образования, расположенных в городской местности, в которых изучались учебные предметы на повышенном уровне. К организации профильного обучения на 3 ступени общего среднего образования в новом учебном году подключатся еще 3 учреждения, расположенные в сельской местности (процент охвата профильным образованием составит 46,6%, обл. показатель – 41,1%).
Учитывая высокую потребность в подготовке квалифицированных кадров в системе образования, сельскохозяйственной сфере, в районе будут функционировать профильные классы профессиональной направленности. Это 2 педкласса, в которых продолжат обучение 15 учащихся 11 классов, начнут осваивать курс «Введение в педагогическую профессию» 8 учащихся 10 классов; 21 учащийся из 4 учреждений общего среднего образования будет учиться в аграрных классах (ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева», ГУО «Ботвиновский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа», ГУО «Бельский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа», ГУО «Будянская средняя школа»). В новом учебном году будет организовано и трудовое обучение для 76 учащихся 10 классов на базе агротехнического колледжа, которое даст возможность в 2020 году получить разряды по таким профессиям, как продавец, оператор ЭВМ, каменщик.
С нового учебного года появится возможность изучать учебные предметы на повышенном уровне с 5 класса, чем воспользуются 4 учреждения общего среднего образования района.
По итогам учебного года аттестовано 2842 учащихся 3-11 классов: 62,4% учащихся имеют высокий и достаточный уровни обученности, 29,3% – средний (обл. показатель учащихся с высоким и достаточным уровнем – 66,94%). 19 учащихся 9 классов получили свидетельство об общем базовом образовании с отличием (6,8 %) (в 2016/2017 – 7,3%), 10 учащимся (5,4 %) вручены аттестаты об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью (в 2016/2017 – 13 учащихся (6,2%).
В 2018 году в централизованном тестировании по 13 учебным предметам приняли участие 368 человеко-тестов, что на 20,7 % меньше по сравнению с 2017 годом (444 человека), из 9 учреждений общего среднего образования района. В целом лучший результат по сравнению с другими районами показали учащиеся по физике, русскому, английскому языкам, всемирной истории, истории Беларуси. Лучший показатель среднего балла по ЦТ у учащихся ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» — 47 баллов.
Обучение в учреждениях общего среднего образования продолжат 69,3% выпускников 9 классов, в учреждениях среднего специального образования (ССО) – 12,7 % выпускников, в учреждениях профессионально-технического образования (ПТО) – 18 % (в 2017 г. – 70%, 12% и 18 % соответственно). Из числа учащихся, завершивших обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, обучение в ВУЗах продолжат 46 %, ССО – 38,1 %, ПТО – 15,9 %.
Одной из самых массовых и эффективных форм реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся является их участие в олимпиадном движении. Победителями 3 этапа стали 9 учащихся, похвальными отзывами награждены 2 учащихся; похвальный отзыв на заключительном этапе республиканской олимпиады поучил учащийся ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» (учитель Харкевич Наталья Владимировна) – результат по сравнению с 2017 годом улучшен на 3 победных результата. Учащиеся Кричевщины принимают активное учас­тие в конкурсах (конференциях) работ исследовательского характера различного уровня. В 2017/2018 учебном году победителями областной этапа республиканского конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся по учебным предметам стали 4 работы. Учащаяся ГУО «Средняя школа № 1 г. Кричева» Нестеренко Анастасия (учитель Ковалев Николай Алексеевич) второй год отмечается дипломами на Республиканском конкурсе научно-биологических работ учащихся, стала стипендиатом Специального фонда Президента Республики Беларусь.
В 2018/2019 учебном году начнется работа по созданию электронной школы: 11 учреждений общего среднего образования будут использовать электронный дневник и электронный журнал. Деятельность специа­листов системы специального образования района была направлена на повышение качества образовательного процесса посредством создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.
В Год малой родины в учреждениях образования сложилась стабильно функцио­нирующая система идеологической и воспитательной работы. Охват дополнительным образованием составил 77,1 % обучающихся (программный показатель – 72,1 %). На базе учреждений дополнительного образования организована работа 144 объединений по интересам, в работу которых вовлечены более 1697 учащихся (47,5 %).
О результативности воспитательной работы учреждений образования района могут свидетельствовать победы в районных, областных, республиканских, международных конкурсах. В 2017/2018 учебном году обучающимися было завоевано 418 дипломов, из них: 248 – на районных, 140 – на областных, 26 – на республиканских конкурсах, 4 диплома — на международных конкурсах. Таким образом, показатели районного комплекса мероприятий Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 г.г. в основном выполняются.
В учреждениях образования проводится целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни, профилактике правонарушений. По вине и с участием несовершеннолетних не было совершено ни одного дорожно-транспортного происшествия, не произошло ни одного возгорания из-за детской шалости с огнем. Несмотря на принимаемые меры профилактического и организационного характера, учащимися района совершаются правонарушения. Требует особого внимания организация работы по профилактике противоправного поведения учащихся.
Одним из направлений работы является экскурсионная деятельность. В 2017/2018 учебном году организовано и проведено 101 экскурсионная поездка (2752 туриста). Экспорт туристических услуг за январь–июль 2018 г. составил 7966 долларов США.
Одним из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие, является организация здорового питания обучающихся.
В учреждениях общего среднего образования района процент выполнения норм составил от 90 % до 95 %, охват учащихся горячим питанием – 98%.
Целевой показатель по энергосбережению на 01.08.2018г. составляет минус 2,6 % при плане минус 1,2 % за год.
Одними из важных составляющих сис­темы образовании является укрепление и развитие материально-технической базы и обеспечение безопасности жизнедеятельности учреждений образования. Проведены текущие ремонты, выполнены работы по подготовке функционирования зданий и сооружений в осенне-зимний период. К отопительному сезону подписано 24 паспорта готовности, 25 паспортов готовности – к учебному году.
Учреждения образования проводят целенаправленную работу по наращиванию объемов платных образовательных услуг населению и активизируют работу по получению доходов от осуществления внебюджетной деятельности, привлекают спонсорскую и шефскую помощи, что позволяет решать многие проблемы, связанные с дефицитом бюджетных средств: оплату коммунальных услуг, повышение заработной платы, закупку строительных материалов, ремонт. На август 2018 года общая сумма денежных средств, поступивших на внебюджетный счет, составила 170953,52 рублей, или 107,6% темпа роста к соответствующему периоду прошлого года.
В прошлом учебном году начата работа по разработке и внедрению инвестиционных проектов, которая имела определенные результаты. Так, проект педагога дополнительного образования Фроловой Ю.И. «Живая береста» получил грант Международного фонда развития сельских территорий при поддержке программы малых грантов Глобального экологического фонда в размере 1000 дол.США. За победу педколлектива средней школы № 8 г. Кричева в республиканском конкурсе Департаментом по энергоэффективности государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь выделено 30000 бел. рублей. Средства направлены на приобретение фотоэлектрической станции. Второй год реализуется экологический проект «Сохраним нашу планету чистой и зеленой!» в ГУО «Сокольничский УПК детский сад-средняя школа» совместно с Краснобудским лесничеством ГЛХУ «Климовичский лесхоз». При посадке леса в 2018 году заработано денег на сумму 204 рубля.
В планах реализация проекта «Грядка круг­лый год» (выращивание рассады на гид­ропонике) ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева» на сумму более 1000 рублей (в рамках функционирования аграрного класса и сотрудничества с БГСХА). А также проекта «Создание Центра энергосберегающего и экологического просвещения молодежи «ЭкоЭнерготека»: с 1 января 2019 года будет реализовываться на базе Центра творчества детей и молодежи «Крэчут» г. Кричева. Данный проект одобрен для финансирования из средств Проекта выделения малых грантов Глобального экологического фонда. Общая сумма проекта – 98200 USD, из средств программы малых грантов – 49100 USD; и многие другие проекты.
Сегодня Республика Беларусь делает ставку на развитие, которое невозможно без использования интеллектуального и творческого капитала, создаваемого в сфере образования. Нами достигнуты определенные высоты. Есть и проблемы: низкая наполняемость классов; недостаточный уровень баллов, полученных учащимися на централизованном тестировании; недостаточная работа с высокомотивированными учащимися; снижение результативности работы по профилактике противоправного поведения учащихся; проблемы в обеспечении материально-технической базы. Поэтому среди основных приоритетов развития системы образования района на ближайший учебный год, которые позволят обеспечить качественное образование, можно выделить следующие:
обеспечение наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги в системе дошкольного образования, в том числе на платной основе;
повышение качества общего среднего образования, включая приобретение учащимися компетенций, необходимых в практической деятельности, их профильная, предпрофессиональная и профессио­нальная подготовка;
формирование в учреждениях образования обучающей и воспитывающей среды, направленной на саморазвитие и личностный рост учащихся, профилактику противоправного поведения, воспитание гражданина;
развитие образовательной среды учреждений образования посредством внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, комплексного обес­печения современным учебным оборудованием и средствами обучения, формирования информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации, укрепление их материально-технической базы;
расширение рынка образовательных услуг, в том числе и на платной основе;
развитие инклюзивного образования;
создание гибкой сети учреждений образования, в полной мере обеспечивающей реализацию запросов населения в получении основного, дополнительного и специального образования;
совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и повышение социального статуса педагога в обществе;
организация целенаправленной работы по разработке и внедрению местных инициатив, инвестиционных проектов.

Добавить комментарий