«Могилевский диалог»: итоги

С 13 по 23 октября в Могилевской области прошли тематические встречи по сбору предложений, касающихся конституционной реформы, а также законодательных актов, регулирующих основные права и обязанности граждан страны. Продолжаем публиковать выступления участников итоговой дискуссионной площадки «Могилевский диалог».

Выступление заместителя председателя Могилевского областного Совета депутатов Ирины Анатольевны Раинчик

Накануне в г. Бобруйске и в г. Могилеве проведенные дискуссионные площадки на тему «Повышение роли местного управления и самоуправления с проекцией на развитие регионов» прошли динамично и очень информативно.
Аудитория наших дискуссий была представлена всеми заинтересованными сторонами, которые непосредственно в своей повседневной жизни принимают участие в государственных, экономических и общественных делах исходя из интересов граждан. Это и представители исполкомов, и Советов депутатов всех уровней, общественных организаций, а также инициативные граждане, которые неравнодушны к тому, как развивается наша область. Основой для обсуждения является главный документ страны – Конституция Республики Беларусь – и акты законодательства, регламентирующие работу местного управления и самоуправления.
Конституция является вершиной огромной пирамиды, внутри которой лежат закон о политических партиях и общественных организациях и объединениях, Бюджетный и Налоговый кодексы и другие вопросы.
Поэтому диалог о будущем страны можно строить только на основании Основного закона страны. Ныне действующая Конституция и нормативно-правовая платформа позволили нашему государству на протяжении 28 лет стабильно развиваться, прео­долеть риски и вызовы, которые были перед страной в 90-х годах. Сейчас изменилась геополитическая, международная, внутриполитическая реальность, она требует новых решений. И, конечно же, она требует, чтобы люди зачастую с полярными точками зрения не разошлись в разные стороны, а, наоборот, услышали друг друга.
В ходе дискуссии озвучены реальные возможности и определены сложности, с которыми мы сегодня сталкиваемся при решении вопросов местного значения, и что необходимо изменить в законодательстве, чтобы повысить эффективность совместной работы исполнительных и представительных органов власти, чтобы наш Могилевский регион и страна в целом динамично развивались.
Обсуждали вопросы повышения роли самоуправления, расширения полномочий местных Советов депутатов по вопросам социально-экономического развития, жизнеобеспечения регионов, земельным вопросам. Представители юго-восточного региона высказывали свое мнение – какие изменения в существующее законодательство нужно внести для более успешной реализации устойчивого и равномерного развития регионов.
Одним из предложений было повышение самостоятельности районов, налоговая и бюджетная автономия. Для этого предложено внести ряд изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
Обсуждался также вопрос об усилении роли местного самоуправления. Участники высказали предложение об упразднении сельских Советов депутатов и создании сельских администраций с выбором главы администрации путем голосования.
Кроме этого, предлагалось внести изменения в законодательство в части упрощения процедуры формирования органов территориального общественного самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.
Много внимания участниками дискуссий было уделено вопросам расширения полномочий коллегиальных и единоличных органов местного самоуправления, предоставления им финансирования для решения под свою ответственность вопросов местного значения, праву ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов) и вносить на рассмотрение Совета, его органов, исполкома и местных администраций предложения по вопросам местного значения.

Выступление председателя Славгородского районного Совета депутатов Светланы Александровны Езерской

Все районы активно включились в национальный диалог по актуальным вопросам развития страны. Диалоговые площадки нам позволяют обсудить широкий спектр воп­росов, затрагивающих все сферы жизни. К участию в диа­логе активно подключились представители общественных организаций, депутаты, бизнес, госслужащие, работники сельской отрасли и социальной сферы, представители всех поколений (молодежь и пенсионеры). Обсуждаются разные вопросы: партийное строительство, повышение роли местного самоуправления, молодежная политика, социальная сфера, экономика, проблемы регионов. Порой высказываются полярные мнения, но важно всегда слушать и слышать друг друга, а сейчас особенно.
Участниками диалоговых площадок выработаны конкретные предложения по изменению Конституции. Я остановлюсь на некоторых.
Первое, о введении смешанной избирательной системы. Данная форма позволит активизировать деятельность институтов гражданского общества, создать условия для учета мнения различных слоев и категорий населения, предоставить более широкие возможности для реализации гражданами своих прав в области государственного устройства.
Как-то пока спорно воспринимается идея создания такого института, как уполномоченный по правам человека. Но все же большинство участников предложили предусмотреть его в Конституции. Альтернативой этому может быть предоставление гражданам либо какому-то числу парламентариев, депутатов местных Советов депутатов, например областного или базового уровня, права на обращение в Конституционный суд.
Важным аспектом обсуждения стало расширение полномочий местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов (областного и районного уровня) по вопросам социально-экономического развития и жизнеобеспечения регионов. Необходимо на законодательном уровне предоставить соответствующие полномочия местным органам в целях оперативного решения необходимых вопросов, а не обращаться по каждому поводу за помощью в вышестоящие инстанции. Значение органов местного самоуправления определяется тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются с деятельностью именно этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти.
Очень много было предложений по вопросам качества отдельных нормативных правовых актов, порой противоречащих друг другу. Во время работы диалоговой площадки поступали конструктивные предложения по законодательному урегулированию таких вопросов.
Основной вопрос, который интересует жителей районов, – это равномерность развития регионов и распределения производительных сил.
Уровень и качество жизни сельских жителей по-прежнему отличаются от крупных городов.
Хотя сельские территории обладают большой притягательностью для проживания ввиду гораздо более чистой экологии, чем в городе, традиционного уклада жизни, особой культуры. В нашей области с помощью мер государственного регулирования много делается для достижения высокого уровня и качества жизни сельского населения, но в то же время сохраняются высокие миграционные настроения.
Надо отметить, что за последний год очень много сделано по развитию районов. Искренне хочется поблагодарить лично Леонида Константиновича за работу, направленную на развитие регионов, нет ни одного района, где не был бы введен в этом году новый объект производства или социальной инфраструктуры.
Все участники дискуссии понимают, что нужно расширять меры по обеспечению развития сельских территорий с целью повышения их устойчивости. Особенно это важно в части создания широкого спектра рабочих мест и улучшения общего развития инфраструктуры на местном уровне через содействие диверсификации, создание и развитие новых предприятий.
Социально-экономическую политику по развитию сельских территорий мы видим как сферу взаимной ответственности государства, местного самоуправления, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей.
На дискуссионных площадках много предложений было по принятию дополнительных мер по привлечению и закреплению молодежи в малых и средних городах и сельской местности, таких как:
расширение объемов строительства арендного жилья;
расширение полномочий местных органов власти по определению категорий молодых граждан (до 31 года) для получения арендного жилья, исходя из реальной потребности региона;
выделение льготного кредита для молодых специалистов независимо от места жительства родителей;
поддержка предпринимательской инициативы через бюджетное финансирование не только безработным гражданам, но и выделение грантов молодым гражданам, в том числе и предпринимателям, на реализацию бизнес-проектов на конкурсной основе и на обучение новым востребованным специальностям и другие.
Отмечая повышение активности и инициативности местного населения, мы все понимаем необходимость сегодня более активно проводить работу по формированию у каждого жителя ответственности за развитие территории, продолжить стимулирование трудовой занятости и самозанятости населения.
На дискуссионных площадках также обсуждались вопросы укрепления материально-технической базы учреждений образования, культуры, здравоохранения районного уровня, развития коммунальных объектов, транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Еще один вопрос, о котором не могу не сказать, – это обсуждение возможного изменения административно-территориальной системы. Она сложилась, когда Беларусь была республикой Советского Союза, со времени последней реформы прошло более 50 лет. Вопросы реформирования неоднократно рассмат­ривались на разных уровнях, время от времени обсуждались в прессе, и порой высказывались довольно радикальные предложения. Я не ставлю своей целью сегодня обсуждать, почему нужна реформа административно-территориальной системы и как ее проводить, но хочу сказать, что ее не нужно затягивать. Неопределенность и непонимание о статусе того или иного районного центра приводит к тому, что семьи не понимают, можно ли планировать будущее свое и своих детей в данном населенном пункте, открывать бизнес или нет.
И конечно, нас волнует, чтобы в результате реформы сохранились малые города, ведь именно вокруг их сегодня концентрируются сельские населенные пункты, жители планируют свою жизнь с учетом уже сложившейся инфраструктуры на местах, а любое укрупнение, как показал уже опыт, или перенос центров райо­нов приведет к дальнейшему усилению урбанизации в стране.
И самое главное, что хотелось сказать сегодня. Регионы Могилевщины полностью поддерживают действующего Главу государства Александра Григорьевича Лукашенко и все начинания, что были сделаны с ним за эти годы. Какие бы ни были проблемы, Александр Григорьевич всегда был вмес­те с народом и всегда брал и берет на себя ответственность за все происходящее в стране и в любой ситуации отстаивает интересы нашего государства. Именно благодаря этому мы все живем, работаем, растим детей в мирной и независимой стране.
Опубликовано в «МВ»
30 октября 2020 г.

Добавить комментарий